ВелоЕвропа I


ПОЛЬША


Вакуум, сложившийся в зоне ощущений вытянул идею велопутеществия из пространства. Близился май и нужно было действовать быстро. После непродолжительных, но тщательных приготовлений, четыре товарища, воодушевленные предстоящим путешествием тряслись в поезде по направлению к Львову. Этот прекрасный город, входящий когда-то в состав Австро-Венгрии,  путешественниками  осмотрен не был, так как цель у них была совсем другая. Они ехали в Польшу.
Объединяло путешественников несколько основных вещей. Они были друзьями в жизни и единомышленниками по способу активного отдыха. Все они отложили свои дела, оставили работу и на пару недель погрузились в медитативное состояние велопутешествия. Поезд прибыл без опоздания, Львов встречал велопилигримов - старинным вокзалом,  
ясным солнечным днем и восьмьюдесятью километрами пути до пешеходного перехода границы Украина – Польша.  Совсем немного времени заняла сборка и снаряжение велосипедов. Беглая ориентировка на местности и вот  велоотряд уже передвигается по направлению к своей цели. Об украинской части путешествия рассказать особенно нечего. Дороги неизменно отвратительного качества, водители не отличались особым тактом, да и день был значительно жарче, чем было обещано. Однако следует отметить, что подворья меняли свой облик по мере приближения к границе, заборы становились все ниже, газоны ровней 
и зеленей, а дома ухоженней. Это вдохновляло.
Промежуточная цель достигнута - граница. Люди, автомобили, толстые пограничники - будто соревнующиеся между собой размерами животов. Такие места нужны для того, чтобы их хотелось поскорее покинуть. Ничего привлекательного. На украинском кордоне очереди почти не было, но что творилось на польском.. Толпа наших соотечественников вперемешку с поляками толкались у пропускного пункта ведущего в заветный Евросоюз. Казалось, нет никаких шансов попасть на ту сторону сегодня. Однако, о чудо! Подтянутых ребят в велосипедной форме заметил польский пограничник и на слегка понятном языке пригласил нас пройти, минуя всю остальную очередь, насчитывающую около сотни человек. При этом пограничник обратился к толпе на польском, его фраза была воспринята мною как:  «Пропустим спортсменов без очереди?»..  И толпа всхлипнула одобрительно… Вот уж неожиданность и какая приятная, все-таки имеем дело с нашими людьми, а тут такое единодушное самопожертвование.. Граница была пройдена за 15 минут, выяснилось, что к велосипедистам, а особенно к велотуристам отношение начало улучшаться в момент,  когда закончилась наша страна.


                        
Электрон                                                                                Львов

                        
                                             Украинские направления                                                       Привал
                        
                                      

                                                          Укр.КПП                                                                  Граница позади

Польша "ЕвроВело4"





В этот счастливый день, когда наши контактные велотуфли коснулись дорог Евросоюза, нам нужно было проехать еще 20 километров, чтобы выполнить запланированный дневной пробег. Первым пристанищем на пути должен был стать приграничный польский город – Перемышль с которого мы и начали свое знакомство с Польшей и с ее жителями.
От самой границы во все стороны объединенной Европы устремляются отличного качества велосипедные дорожки. Наверное, правильнее было бы сказать – дороги или маршруты, они связывают все европейские страны и проложены через максимальное количество достопримечательностей. Так мы крутили по одной из них... 
Гладкий асфальт не создавал сопротивления и после домашних ухабистых дорог, казалось, что велосипед летит, летит под гору. Менее чем через полчаса мы оказались в центре Перемышля. Встреча с этим городом была очень приятной и указывала на то, что первая сотня километров пройдена. 
Гостиница нашлась практически сама собой, располагалась она прямо на привокзальной площади, напротив слегка обветшавшего здания железнодорожного вокзала. Сейчас в Польше реконструированы почти все старые вокзалы. Сделано это было к Евро 2012. Они теперь из стекла и бетона. Современные и удобные. Но все же, немного жаль те старые развалюшки… 
Перед поселением решили, не откладывая прояснить вопрос с утренним переездом. Кассир, которая по всему знала или еще помнила русский язык, не без труда посвятила нас в тонкости железнодорожных перемещении по стране.
Дело в том, что в Польше, как и во многих других Европейских странах, билет продается не на конкретное время, а на 24 часа, в течение которых им можно воспользоваться. Но при этом, выбрать можно только определенный тип поезда по указанному в билете направлению. Да и для провоза велосипедов подходят не все составы, а только те, в которых есть вагоны для их транспортировки. Речь, конечно же, идет о велосипедах в собранном состоянии. Если его упаковать в велосумку, то проходит как обычный багаж.
Свой поезд мы выбрали, и назначен он был на 7.45 утра. Это делало неотвратимым ранний подъем, а значит, накладывало определенные ограничения на поздний отбой. С тем мы поспешили в гостиницу, селиться и успеть пройтись по вечернему городу в поисках чего-нибудь съедобного.
В гостинице не было специального помещения для велосипедов, но нам любезно предоставили небольшую кладовку, куда мы и впихнули весь свой подвижной состав. В номер, в душ, в центр.. По прошествии времени могу сказать, что всякий раз мы попадаем в Перемышль вечером, и это делает его абсолютно волшебным - спящим городом..  На центральной площади возвышается памятник понтифику польского происхождения - Иоанну Павлу II. Как выяснилось, поляки вообще, самая религиозная европейская нация. Но и памятнику бравому солдату Швейку тоже нашлось место в городе. Говорят он здесь служил)). Еще Францисканский костел, фонтан, река, парки и чистота. Насладившись пищей духовной, мы плавно перетекли в ресторан, где продолжили знакомство с местной культурой. Экспериментировать с меню не стали - сказывалась усталость. Выбрали что то дежурное, напоминающее пиццу, местное пиво, и ходить вообще расхотелось. Кстати сказать, в Польше, штраф за управление велосипедом в нетрезвом виде, аналогичен штрафу за управление в том же виде автомобилем.. Так что, после пива, только пешком..
Заснули все быстро и крепко. Утром, специально ради нас, повар пришел раньше обычного. Накормил нас вкусным завтраком,  наполнил термосы крепким чаем и пожелал счастливого пути на чистом польском языке, к которому мы уже стали привыкать.
Утром на вокзале было не многолюдно. Мы без труда нашли свой поезд. Судя по наклейке с изображением велосипеда, сразу поняли, в какой нам вагон. Погрузились, поместив наш двухколесный транспорт на специальные крюки в специальном велосипедном тамбуре. Расположились в абсолютно обыкновенных мягких, как в кинотеатре, креслах и принялись разглядывать, под парящий чаек, мелькающие за окном деревни, города, зеленые острова огородов и полей. Все радовало глаз и не понятно, то ли причиной тому была весна, толи у них действительно было все организовано аккуратнее и огороды и дома и города… Так мы уехали в Краков






Краков встретил низким и дождливым небом, но это естественно никого не расстроило. Однако заставило поторопиться с поиском пристанища. Адрес был известен, но не так то все было просто… Пока нашли, нас несколько раз направляли в разные стороны города, а Краков вообще город не маленький и все это под дождем и по лужам.. Проблема как оказалось в том, что наше произношение сильно влияло на их понимание. Гостиница наша располагалась на улице Шлахтовского, мы так думали, а оказалось, что правильно говорить Шлахтовськьего и это имело решающее значение. Итак, пока мы не поняли в чем ошибка, мы несколько раз ездили из конца в конец города. За это время, вымокли, под теплым весенним ливнем, познакомились с польской студенткой сносно говорящей на русском, познакомились с местной кухней узнав что такое Журек (мутный суп с колбасой), сфотографировались на центральной (рыночной) площади на фоне памятника Адаму Мицкевичу. Видимо пока всего этого не сделаешь город не открывает своей карты. Нас будто специально путали, чтобы мы сначала все это увидели и сделали. В итоге, культурное насыщение натолкнуло на мысль прибегнуть к помощи интернета. Оказалось, что нужно было всегда прямо)).  В гостинице частного типа, нас ждала девушка с белыми дредами, видимо студентка, показала нам где – что и больше мы ее не видели. Никого из персонала мы не видели, они были просто незаметны для нас, хотя об их присутствии напоминали - ежедневная уборка и чистые полотенца. 

                

    

     


Просохли, переоделись и в город. Несмотря на дождливую погоду было достаточно многолюдно, мы шли «на ощупь» не зная куда точно пойти, чтобы найти то, что оставило бы главное впечатление вечера.  Этим местом оказался, конечно же, ресторан, на втором этаже которого нам посчастливилось попробовать, там же приготовленного,  пива и вкусной мясной еды.  Да, мы действительно часто начинали свое знакомство с регионом, с местностью через ее кулинарную составляющую. Так приятнее, вкуснее и объективнее оценка)). В результате, тебе все нравится))







В последующие дни пребывания в Кракове все циклировало вокруг и между ресторанами. Но конечно мы не забыли и о том, что мы вело туристы. Дневные вылазки дали нам возможность посетить и хорошо изучить город, королевский замок Вавель, старую синагогу, фабрику Шиндлера, известную по фильму «Список Шиндлера» многочисленные музеи и парки. 



















Каждый из пунктов осмотра достоин отдельного рассказа, но при желании вы сможете прочитать все об этом в сети. Расскажу лишь о некоторых, вернее поделюсь своими впечатлениями. На расстоянии 30-40 км. от Кракова расположена одна из популярнейших достопримечательностей региона – соляная шахта в селении Величка. Соль там уже давно не добывают, но поражает то, что предприимчивым полякам удалось создать легенду, которая на протяжении долгого времени привлекает в Величку толпы туристов. Дело налажено так хорошо, что кажется, будто сейчас шахта приносит больше прибыли, чем когда на ней велась добыча соли. Конечно это не просто легенда, Это еще большая работа по организации туристической инфраструктуры в частности кафе бистро на пару сотен мест, банкетный зал на 600 мест и все это на глубине 140 м. Экскурсоводы рассказывают о событиях довоенного и военного периодов, о том, как эти шахты в оздоровительных целях посещали разные известные люди. Собственно сама легенда, которая и привлекала в копи этих известных и знаменитых, ничем особенным не отличается. Обычная сказка для обычных романтиков. По легенде, Святая Кинга, дочь венгерского короля Белы IV, выходя замуж за польского князя Болеслава Стыдливого, получила в приданое одну из соляных шахт в Мармароше. В эту шахту она бросила свое обручальное кольцо, и когда по дороге в Краков она на привале приказала вырыть колодец, слуги вместо воды обнаружили соль, и в первой же вытащенной глыбе каменной соли нашёлся тот самый перстень. С тех пор Святая Кинга стала покровительницей всех рабочих, занятых добычей соли. За увлекающими рассказами экскурсоводов, возникающими в темноте  инсталляций вымышленных и реальных персонажей из соли или воска в полный рост или в миниатюре не замечаешь, как оказываешься в торговой зоне подземелья, вот там то впечатленные легендами туристы, и тратят свои денежки. Сувениры разлетаются как в последний раз. Погуляли немного, фото на память, а дальше кафе и ресторан и все на той же глубине. В ожидании своей очереди на двухэтажный  скоростной лифт многие задерживаются в ресторане. С коммерческой точки зрения все организованно идеально. Один из работников подземелья рассказал нам, что в банкетном зале они проводят самые разные мероприятия от корпоративов и свадеб, до симфонических концертов. Было очень интересно. 

















Возвращаясь  в Краков, удовлетворенные прогулкой в столь интересное место, уже почти в самом городе наткнулись на аттракцион. Гигантский воздушный шар, поднимал всех желающих, купивших билет, над древним городом. Мы не могли удержаться от соблазна и поставить такую жирную точку на путешествии этого дня. Полторы сотни метров вниз, а теперь около сотни вверх. Конечно, мы поднялись. С шара открывалась великолепная панорама города. Нужно признаться, сначала было немного не по себе, все же не каждый день летаешь на воздушном шаре, но через несколько минут вся группа путешественников в велоформе позировала для фотокамеры уже на привычной высоте. 












Другое место, которое оставило сильные и наверное неизгладимые впечатления – это печально известный мемориал музей Освенцим -  концентрационный лагерь времен ВОВ. Это конечно зрелище не для слабонервных. Рассказывать о нем я не буду, станет интересно, прочитайте в сети. Просто посмотрите фотографии, они все объяснят. Уточню лишь, что посетителей привозят в основном в лагерь который назывался Освенцим (Аушвиц1), в его бараках организованны мемориальные павильоны стран, чьи граждане пострадали от гитлеровского режима. Но неподалеку, в тихой деревушке Бжезинка расположен еще один лагерь - Биркенау, он и был тем страшным местом ставшим последним пристанищем для миллионов людей. На территории этого лагеря функционировали крематории и газовые камеры. Знаменитый фильм «Список Шиндлера снимали на территории этого лагеря» декорации как говориться были живыми...


Надпись над воротами
                "Работа освобождает"























Тем временем деревушка Бжезинка, которая во время гитлеровской оккупации называлась – Биркенау жила своей неторопливой жизнью. Тут мы познакомились с приятным поляком по имени Сбышек. Он держал небольшой гостевой домик, наверное, на 3-4 номера и принимал у себя постояльцев посещавших противоречивый памятник европейской культуры. Сегодня мы стали его постояльцами, а кроме нас еще какой-то немец путешествовавший в одиночку на мотоцикле. Вечером Сбышек растопил жаровню во дворе своего дома, мы, четверо из Украины, Поляк и Немец.. пили пиво, ели жаренную колбасу, шутили и делились впечатлениями от путешествия. И ничего нас не разделяло, ни язык, ни разность менталитетов, ни историческое прошлое… Время все ставит на свои места.










Утром перед отправкой в путь, по просьбе Сбышека, мы оставили запись в гостевой книге, попрощались с гостеприимными хозяевами и отправились в путь. 









По плану, мы должны были доехать до жд станции, которая привела бы нас в город Закопаны, что на самом юге Польши. Но не тут-то было. Погода все решила за нас. Ливень вперемежку с палящим солнцем несколько раз заставлял переодеваться. В итоге,  приблизительно на девяностом километре пробега, было принято решение прекратить борьбу со стихией и искать место для стоянки. Подступала ночь, опасаясь остаться в поле под проливным дождем, мы вынужденно познакомились с городом - Суха Бескидзка. Сейчас могу сказать, что это именно тот город, который существует для того, чтобы его проезжать. Впечатление конечно первое и во многом эмоциональное, но это первый случай, когда у нас ничего не получалось. Мы с трудом нашли ночлег, дорого за него заплатили, скучно, не вкусно и самое главное, соглядатай   «гостиницы» оказался жутким хамом. Спать легли, не раздеваясь, в какой-то не опрятной комнате напоминавшей комнату в студенческой общаге в худшем ее проявлении. Переночевать в палатке было бы разумнее, но не тогда, когда всю ночь льет дождь и ломает деревья шквалистый ветер. К утру велосипеды были чистыми и почти сухими. Наш позитив было не сломить ни чем. Пережив одну ночь в неблагоприятных условиях, душа стремилась на волю, тем более что у дождливой весны есть одно важное преимущество – это огромное количество зеленого цвета и запаха свежей травы.  Созерцание всей этой зеленой весенней шевелюры, наверное, одно из самых главных антистрессовых составляющих нашего путешествия. Иногда группа десятки километров проезжает молча, это сравнимо, наверное,  только с медитацией. Так вот. Проверив состояние нашей матчасти, с удовольствием покинули этот маленький городок, простиравшийся вдоль железнодорожного полотна. Теперь уже не помню, на какой станции мы сели в поезд, но через несколько часов мы уже достигли своей цели – города Закопаны.








Закопаны, известен как горнолыжный курорт с хорошо развитой туристической инфраструктурой. И это правда. Снега конечно уже не было (только на вершинах), но дух горнолыжного курорта не улетучился. К тому же Закопаны, как я понял, востребован круглый год. Туда съезжаются люди, занимающиеся пешим туризмом, сейчас это вновь становится популярным. Там много маркированных лесных маршрутов, таких, что даже новичок не потеряется. И вообще, город напичкан ресторанами в национальном стиле, с настоящими музыкантами, которые не просто играют на сцене, а сидят себе за столом, едят, выпивают и играют. Полное ощущение, что они играют в свое удовольствие. Мы знали, что Закопаны – это последний пункт нашего путешествия, поэтому никто никуда не спешил. На вокзале нас сразу поймала женщина предлагающая расселение, отвела нас на дом. Так что через 20 минут мы были поселены и свободны от рюкзаков. Потихоньку выбрались в город, прокатились по туристическим улицам и отправились в горы. В прямом смысле, в Татры. Там, где раньше катались на лыжах, сейчас росла трава. Но мы, конечно, пошли в обход, что в итоге не на много было проще. Лесом нельзя было надышаться, удивительной свежести воздух в Татрах. Горные реки и ручьи, сразу стало понятно, почему сюда едут люди. По мощеной горной дороге мы карабкались вверх, иногда и с трудом перегоняя пешеходов. Это был самый сложный подъем за все путешествие. Такой подъем, что я впервые за всю поездку слез с велосипеда не в силах крутить педали. Пот заливал глаза, а сердце барабанило как старый холодильник, громко и не ровно. Это была борьба. На верху нас, но меня так точно, ждала победа над собой и прекрасный вид на долину. Фотографии с ретраком оставленным до следующей зимы и отдых…
День улетучился быстро, следующее утро было уже рабочим. Поезд, долгая дорога в обратном направлении и приближающиеся стандартные заботы. Конечно, мы еще проехали. Летели от Перемышля в сторону границы слаженно, ровным темпом, с оптимальным каденсом. Думалось, что вот в такой форме нужно только начинать путешествие, но теперь я уже знаю, что так в конце путешествия думаешь всегда.
Границу прошли быстро, Львов, поезд, Симферополь. До Севастополя доехали своим ходом, впоследствии это стало традицией, въезжать в город своим ходом, а до этого открывать купальный сезон на Учкуевке.



   











Это наверное все, что хранит моя память о первом Европейском велопутешествии. Оно получилось очень насыщенным. Вместило в себя все и спорт, и культуру, и гастрономию. Мы познакомились с интересными людьми с их бытом и культурой, лучше узнали себя, а самое главное добавили красок в свою жизнь. Весь этот длинный рассказ, масса эмоций, результат всего лишь 10 дней жизни.. а иногда не замечаешь, как проходят месяцы и годы.. Нужно насыщать жизнь событиями.. Только так, на мой взгляд, можно ощутить плотность времени.

Продолжение следует: Польша – Чехия – Австрия – Словакия.











Комментариев нет: